Штрихи к портрету. Живущий, да будь счастлив!

Из воспоминаний Анатолия Щитова.

Это были такие года!
Гул рассветов  врывался
к нам в окна,
От росы вся окраина мокла,
Проносились, гремя, поезда.
Мы ж в ликующем
столкновении
Строк порывистых ждали
утра…
пора сплошных
стихотворений —
Вот нашей юности пора!
 
фото
 

“Снова перечитываю Даши, и мне вспоминаются ночи в его родной Харгане, в доме рядом с железной дорогой. мы до утра сидели в полутемной комнате, читали стихи – всякие, какие отвечали нашему настроению. А настроение было одинаково – мы ждали приближающееся утро. Оно непременно, как нам тогда казалось, должно быть необыкновенным.  Словно новый день нес нам новую жизнь.

Я каждое утро жизнь начинаю сначала! – читаю я только что сочиненное. Он тут же свое:

Жизнь, я воздух соленый
пью,
Жизнь, я песни степей пою
Покуда живой!
 

А потом любимые им Блок, Есенин…

Мы встретились в Иволге. Он работал в районной газете, я строил каналы. Как-то Даши уговорил меня перевести его небольшую поэму “Пой, мой атом”. Он словно заколдовал меня звучанием своей поэмы. Потом я переводил его еще и еще.

Мы были приятно удивлены и обрадованы, когда его поэма в моем переводе “Пой, мой атом” появилась в журнале “Техника молодежи” под портретом только что побывавшего в космосе Андрияна Николаева…

Даши довольно быстро и уверенно встал в строй бурятских поэтов. А в это время уже во весь голос звучали стихи Николая Дамдинова, вышли знаменитые “Пятнадцать песен” Дондока Улзытуева.

Была воистину “пора сплошных стихотворений”.

Музыкальный по природе, Даши легко нашел и свою песенную струю. Его стихи охотно брали композиторы. Написанная в содружестве с Базыром Церендашиевым, широко и вольно полилась их “Селенга”.

С ним было интересно выступать. Он был своеобразен. Читал наизусть. Начинал на бурятском, незаметно переходил на русский или наоборот, в зависимости от аудитории. Мог перейти на песню…

Не все у него шло гладко.  Но на мой озабоченный вопрос “Как жизнь? – он, щуря глаза, неизменно отвечал: “Слушай, я вчера стихи написал….Переведешь?”. И тут же: “А ты что пишешь?”…

Я говорю о его юности. Она запомнилась ярче всего. А в последние годы он жил трудно.

…Мы пришли к нему в больницу с Цырен-Дондоком Хамаевымю Никогда я не видел Даши таким спокойным и умудренным. Глядя поверх нас, он задумчиво сказал:

— Перечитал Блока…Оказывается, у него осталось вечных всего десять стихотворений….Но ради таких десяти стоило жить…

Он обманул врачей и укатил на поезде в Харгану. Уже навсегда. Там началась “пора сплошных стихотворений”. Там он и должен был написать последние строки.

Знать бы тогда, какие удивительные стихи он уже написал, когда отчужденный от всех лежал в больничных палатах!…

Нельзя их читать спокойно.

Поэзию он чувствовал во всем, жил поэзией. Работал на заводе, писал:

Я поднимаюсь вместе с солнцем,
Бой часов я опережаю,
Сердце еще толкается сонно,
А взгляд уже мир, что вокруг, вбирает…
На железной дороге:
Тихо в вагоне,
который порою
Гудит в двадцать семь голосов.
Но я не один. Лонгфелло со мною.
Высокая музыка мыслей и слов.
Он остро чувствует свою слитность  с пространством, он – частица космоса:
Все в необъятном просторе Вселенной
Становится закономерным.
Любая травинка свой стебелек
Схоронит – и не найдете…
И я: пусть строен, здоров, высок,
Схож с ней в конечном счете.
Но я, поднявшийся из тьмы веков,
Как чудо седой Земли…
 

В эти дни выходит вторая книжка стихов на русском языке Даши Дамбаева с символическим названием “Живущий, да будь счастливым!”. В нее вошли и строки из первой книжки “Тетива”, изданой в Москве.

Едва я прикоснулся к подстрочникам последних неопубликованных стихотворений, которые надо было перевести, передо мной ожили картины не такого уж и далекого прошлого. Он прожил всего 37 лет. Последние стихи его пронизаны ощущением прощания. Но это прощание с миром не жалостливо. Оно наполнено раздумьями о жизни, памятью о родных и родной земле, наказами детям…

Теперь о том, что больше не воскреснет,
О чем шумит задумчиво река,
Осталась от меня одна лишь песня
С таким простым названьем Селенга.
Ее заметят или не заметят,
Пока поют, мелодия легка…
На этой на обширнейшей планете
Жизнь, понял я, как песня коротка.
 

На родине Даши Дамбаева, в Харгане, неподалеку от воспетого им Гусиного озера, родные, друзья, односельчане, поклонники его творчества в эти дни отмечают 50-летие со дня рождения поэта. Звучат стихи, и, конечно же, слышится подхваченная народом “Селенга”.

Песни мои, останьтесь
Памятью обо мне…
 

Остались твои песни, Даши, потому что вечен закон времени – талантливое не умирает”.

Запись опубликована в рубрике Песни. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставьте комментарий